Слово «козырь» сегодня известно больше по карточной игре, а в 17 веке это был высокий жесткий стоячий воротник кафтана.
О том, каким он был, можно судить по парсуне* князя М. В. Скопин-Шуйского, что на рисунке слева.
Выполняли козырь из дорогих тканей: бархата, парчи, шелка. Наружную сторону богато украшали драгоценными камнями, жемчугами, расшивали золотом и серебром.
Позволить себе иметь такой воротник могли только богатые люди, поэтому был он признаком достатка, гордости и щегольства, а про щеголей говорили – «ходить козырем» или «козырять», т.е. важничать, задаваться.
Форма воротника-козыря была близка к прямоугольнику, а высота его была такой, что он мог полностью закрыть затылок. Отсюда родилось еще одно выражение «спать под козырем», видимо такое случалось только среди бояр — главных обладателей этого украшения.
Но даже для богатых людей иметь такой воротник-козырь было дорогим удовольствием. Вероятно, потому его делали съемным, чтобы можно было пристегнуть при необходимости к любому одеянию.
*Парсуна — произведение переходного периода от иконописи к светской портретной живописи.
Изображение скопировано с сайта «Музеи Европы. О художниках и картинах»
Если хотите знать о воротниках всё, подписывайтесь на рассылку
«Модный воротник»
и получайте свежие статьи на свою почту
Для оформления подписки введите ваши данные в форму ниже
coded by nessus
Поделитесь с друзьями
comments
Powered by Facebook Comments