Становой кафтан в Московской Руси носили бояре да государи, простому люду носить его не полагалось. Поэтому шились становые кафтаны из дорогих привозных тканей — шелка, парчи, тонкого сукна, обязательно на подкладке из шелка в цвет ткани верха, и богато украшались по вороту, бортам, низу изделия и рукавов.
Носили становой кафтан поверх зипуна, рукава которого всегда были видны из-под коротких рукавов кафтана. Видна была и передняя часть зипуна, т.к. если кафтан и застегивался, то встык на навесные петли и пуговицы, которые располагались только выше талии, так что полы кафтана расходились книзу. По бокам кафтан имел разрезы («прорехи»), которые тоже украшались пуговицами.
Свое название становой кафтан получил по особенностям кроя, т.к. шился «с перехватом», т.е. плотно прилегающим к стану (туловищу) в области талии (это очень хорошо видно на верхнем изображении). Нижняя часть кафтана имела сильное расширение за счет втачных косых клиньев. Рукава станового кафтана очень широкие и недлинные (чуть ниже локтя или даже выше локтя).
Поскольку становой кафтан предназначался для людей знатных и призван был подчеркивать статус и богатство обладателя, то шился он длинным (до лодыжек, спереди чуть короче, чем сзади, так чтобы не мешать при ходьбе).
В зависимости от назначения различали становые кафтаны домашние и выходные, отличались они богатством ткани и отделки.
В Оружейной палате Кремля хранятся великолепные становые кафтаны Петра I, один из которых и представлен на верхнем изображении.
Часть хранящихся кафтанов в музейных описях названы «русскими». Отличаются они от выше описанных становых кафтанов рукавами, воротником и застежкой.
Рукава русских кафтанов длинные широкие вверху и узкие ниже локтя. Воротник – небольшая стойка. Полы заходят одна на другую и застегиваются в боку на одну пуговицу. «В боках вставлены клинья, но вшиты они не так, как у становых» (информация с сайта «Музеи») Жаль, что не уточняется как именно, поэтому осмелюсь предположить, что клинья прямые притачаны к лифу с образованием складок, как на рисунке права (рисунок сканирован из книги Стамерова К.К. «Нариси з iсторii костюмiв», где приведен с подписью «становой кафтан»).
Еще одно изображение станового кафтана можно видеть на иллюстрации альбома Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск» — длинный кафтан с косой застежкой и длинными до запястьев рукавами. Этот кафтан больше подходит на вышеописанный русский кафтан. Поэтому можно предположить, что русский кафтан был разновидностью станового кафтана, тем более, что русский кафтан имел такую же конструкцию спинки «с перехватом» по талии, как и становой.
В гардеробе московских царей также известны кафтаны становые — платно — церемониальная одежда.
Изображения станового кафтана Петра взяты с блога «Московское царство»
Изображении иллюстрации из альбома Висковатого с сайта «Меморандум»
coded by nessus
Поделитесь с друзьями
comments
Powered by Facebook Comments