Этот пост родился, как попытка разобраться в головных уборах времен Бургундской моды, что оказалось очень и очень не просто. И хотя я завершаю свое исследование, чуство незавершенности не покидает меня.Вопросов больше, чем ответов
Изабелла Баварская — французская королева, жена Карла VI Безумного. Годы ее жизни (пр 1370 — 1435) – это годы расцвета так называемой Бургундской моды — высшей фазы развития готики.
Для готики характерна самостоятельность каждой формы и полная подчиненность вертикальному ритму — остроконечные купола, стрельчатые арки, узкие вытянутые окна….
Вертикальные ритмы и общее стремление к форме вытянутого треугольника господствовали не только в архитектуре, но и в костюме — отвесные концы рукавов, остроносые ботинки, длинные шлейфы, развивающиеся покрывала и устремленные вверх головные уборы, которые по праву считаются одним из самых выразительных элементов бургундской моды.
С именем Изабеллы Баварской связывают появление высокого конусообразного головного убора, который в одних источниках называется атур, а в других эннен.
Эннен (другие варианты: эннин, геннин и хеннин) – по-французски «au hennin», что переводится как «рогатая».
Впервые в письменных источниках hennin «…упоминается в 1418 году, в связи с обращением монахов-цистерцианцев к Парижскому епископу с просьбой одобрить поведение детей, кричащих вслед дамам в эпатажных «двурогих» головных уборах «Эй, коза! Рогатая! А ну-ка забодай…» (Википедия).
Согласитесь, что женщина в высоком конусообразном уборе (см рисунок выше) совершенно не похожа на «козу рогатую», в то время женщина на портрете Ван Эйк (см ниже) действительно имеет настоящие «козьи»рожки.
Логично предположить, что эннен – это «двурогий» головной убор, возможно такой, как на портрете выше или вот такой, точнее такие, как на рисунке ниже, где можно видеть два разных вида двурогих головных уборов.
Атур – по-французски «atour» переводится как «накрученный», «навернутый» или «свернутый».
Это название вполне подходит для «однорогого» конусообразного головного убора, появление которого и приписывается королеве Изабелле Бургундской, которая согласно историческим легендам была законодательницей мод своего времени.
Атур в виде конуса
Атур в виде усеченного конуса
Цилиндрический атур
Сложная каркасная форма головных уборов создавалась из китового уса, металла или накрахмаленного полотна. Сверху головной убор покрывался тканью – дорогой парчой или бархатом. К головному убору могла крепиться прозрачная вуаль.
В описаниях головных уборов времен бургундской моды встречается ещё и такое название, как «эскофьон-а-корн». Переводится как «эскофьон в виде рогов», а описывается так
«Форма этого убора создавалась прической: волосы заплетались в две косы и укладывались над ушами. На прическу надевался эскофьон, покрытый сверху золотой сеткой, украшенной жемчугом и металлическими розетками. Валики из кос подбирались под сетку, верхняя часть эскофьона закрывала темя, а нижняя опиралась на золотую сетку, покрывавшую косы.»
Анна Блейз «История в костюмах. От фараона до денди»
Анна Блейз и (или) переводчик ее книги явно что-то напутал в описании головного убора, потому что разобраться, что к чему не возможно.
Остается только предположить, что если разговор идет о косах, уложенных над ушами и металлических розетках, то возможно «эскофьон-а-корн» это головной убор, как у женщины с картины Петруса Кристуса
Головным уборам уделялось так много внимания, что женские прически отошли на второй план, а если быть более точным, то исчезли совсем. Волосы полностью прятались под головной убор, а то, что нельзя было спрятать, удаляли.
В моде был высокий чистый лоб, длинная гибкая шея, бледный нездоровый цвет лица и «болезненно» прикрытые глаза. Кожу лица отбеливали свинцовыми белилами, волосы на лбу, висках и затылке сбривали, а брови и даже ресницы выщипывали.
Что послужило отправной точкой для формирования столь странного идеала женской красоты? Неужели только для того, чтобы высокий лоб соответствовал вытянутым готическим пропорциям?
Или верна версия, что виной всему повсеместное распространение рахита, в результате которого происходит облысение передней части черепа и лицо приобретает болезненную бледность.
Появление моды на высоко выбритый лоб связывают с именем Изабеллы Баварской. Так может она, Изабелла Баварская, не обладая густыми волосами, но, имея миловидное лицо (в этом признается автор бургундского памфлета), придумала эту моду под себя?
Согласитесь, отсутствие волос подчеркивает красоту лица, конечно, если лицо красиво.
Интересно, а как называется такой головной убор?
Мой блог находят по следующим фразам
coded by nessus
Поделитесь с друзьями
comments
Powered by Facebook Comments